Оглавление
Один из самых простых и доступных способов строительства гаража – возведение каркасной постройки. Такой вариант все чаще предпочитают собственники загородных домов и дач ввиду значимых преимуществ сооружения. Основные аргументы «за»: ценовая доступность и простота возведения. Разберемся, как построить каркасный гараж своими руками, какие материалы лучше использовать, и какой технологии стоит придерживаться.
Плюсы и минусы каркасных гаражей
Популярность каркасных гаражей из дерева объясняется целым рядом значимых преимуществ:
- Низкая себестоимость. По сравнению с традиционными кирпичными или бетонными постройками каркасный гараж отличается демократичной стоимостью.
- Легкость конструкции. Благодаря небольшому весу материалов для сооружения небольшого гаража не надо привлекать спецтехнику. Некоторые типы построек проектируют так, чтобы была возможность их транспортировки на новое место.
- Простота возведения. Изучив технологию строительства, даже начинающий мастер с небогатым опытом слесарных работ сможет соорудить каркасный гараж своими руками.
- Универсальность. Для работы можно задействовать различные материалы – каркас возводят из металлических профилей или брусьев. Гараж можно использовать на дачном участке или соорудить функциональную пристройку к частному дому.
- Всесезонность сооружения. Строительные работы можно проводить даже в холодное время года, если позволяет технология закладки фундамента.
- Скорость постройки. Это немаловажный аргумент в пользу каркасной технологии. Весь процесс может занять не более месяца.
Среди минусов быстровозводимого гаража выделяют:
- гигроскопичность древесины, подверженность материала гниению и порче вредителями;
- пожароопасность;
- необходимость обработки пиломатериалов антисептическими составами и антипиренами;
- сложность фиксации навесных элементов (шкафов, полок).
Как построить каркасный гараж своими руками: пошаговая инструкция
Строительство каркасного гаража начинают с проектирования и составления детального чертежа.
Разработка проекта
Подготовить схему постройки и рассчитать расход материалов вполне реально самостоятельно. Для начала следует определить такие параметры:
- месторасположение автостоянки – отдельно стоящее сооружение или пристройка к дому;
- требуемая вместительность – площадь определяют исходя из габаритов транспорта, наличия свободного места на участке;
- количество окон в гараже;
- размер ворот, необходимость обустройства отдельной входной двери;
- материал каркаса, обшивки стен, кровли и способ утепления;
- необходимость подвода инженерных коммуникаций – помимо света некоторые «заводят» в гараж воду и отопление.
Для легкового автомобиля достаточно выделить площадь 6 на 4 м, внедорожника – 6 на 6 м. Если планируется размещение двух машин, то надо проектировать каркасный гараж 8 на 8 м.
Подготовка инструментов и материалов
Чтобы построить каркасный гараж, необходимо составить смету материалов:
- для обустройства фундамента: бетон М300, песок, металлические прутья, рубероид, доски для опалубки;
- каркас стен, перекрытий, стропильная система – брусья 150*150 мм, доски 50*150 мм;
- материал для обшивки стен – подойдет ОСП толщиной 9 мм;
- обрешетка крыши – доски 25*150 мм;
- материал для облицовки кровли – профнастил, ондулин, шифер или черепица;
- теплоизоляционный материал – базальтовые маты толщиной 150 мм;
- огнебиозащита, крепежи.
Список необходимых инструментов:
- циркулярная пила;
- шуруповерт;
- бетономешалка;
- УШМ;
- торцевая пила;
- точило;
- строительный уровень, рулетка, стремянка, малярная шнурка;
- ножовка по дереву;
- набор стамесок.
Выбор и обустройство фундамента
Возможно три варианта основания:
- монолитное;
- столбчатое;
- линейное.
Чаще всего для гаража выбирают ленточный фундамент – он достаточно прост в обустройстве и обеспечивает хорошие прочностные характеристики постройки. Столбчатое основание подойдет для мягких грунтов.
Технология возведения ленточного фундамента стандартна:
- Очистить территорию от мусора, растительности. При необходимости – выровнять площадку.
- Нанести разметку, выставить колышки и натянуть веревку.
- Вырыть траншею глубиной около 1,5 м.
- Монтировать опалубку, засыпать дно слоем гравия и песка.
- Установить в арматурный каркас поперечные распорки.
- Замесить бетонный раствор и залить смесью ров.
- Выровнять горизонтальную поверхность ленты, накрыть полиэтиленом.
Когда фундамент застынет, его необходимо гидроизолировать – застелить рубероидом или обработать битумной мастикой.
Возведение каркаса гаража из бруса
Перед тем, как построить каркасный гараж, необходимо обработать все пиломатериалы средствами защиты. К монтажным работам приступают только после полного высыхания фундамента.
Весь процесс сборки каркаса для гаража можно разбить на следующие этапы:
- Крепление нижней обвязки. По периметру фундамента зафиксировать брусья сечением 100*100 мм. Состыковать элементы в углах посредством врубок и шпонок.
- Монтаж стоек. С помощью нагелей зафиксировать угловые столбы, усилить крепеж металлическими уголками.
- Установка верхней обвязки. Для крепления применяют нагели с металлическими уголками.
- Монтаж промежуточных опор и перемычек. Дистанция между вертикальными столбами должна быть не более 2 м. Поперечины крепят перпендикулярно опорным балкам, для фиксации используют саморезы и металлические уголки.
- Обустройство перекрытия пола. Для настила используют доски толщиной 40 мм.
Обустройство крыши постройки
Часто для гаража выбирают односкатную конструкцию кровли из-за простоты ее сооружения. В состав такой крыши входят следующие элементы:
- Стропильная система. Это каркас крыши, к которому крепятся остальные составляющие конструкции. Стропильную систему собирают из досок. Важно уделить внимание скреплению элементов – каркас принимает на себя основные нагрузки, поэтому должен быть прочным.
- Обрешетка. Система досок является опорой для кровельного покрытия.
- Изоляционный слой. Гидробарьер препятствует проникновению осадков в помещение. В качестве гидроизоляции часто используют рубероид или пленку. При строительстве теплого гаража дополнительно утепляют чердачное перекрытие, используя теплоизоляционный материал (минвату, опилки, пенополиуретан и др.).
- Кровельное покрытие. Выбор материала зависит от климатических условий региона и финансовых возможностей.
Для обустройства крыши чаще всего используют:
- Профнастил. Преимущества: высокая прочность, ценовая доступность, возможность повторного использования, вариативность расцветок.
- Шифер. Уступает по прочности профнастилу, но способен прослужить около 40 лет. Минус – высокая стоимость.
- Металлочерепицу. Материал имитирует натуральную черепицу, смотрится красиво, но стоит дороже профнастила.
- Рубероид. Бюджетный вариант кровельного покрытия. Рубероид прост в монтаже, но не прослужит дольше 10-15 лет.
Утепление и облицовка гаража
Отделка заключается в креплении облицовочного материала на деревянный каркас. Для работы используют: сайдинг, профилированный лист, цементно-стружечные плиты.
Утепление каркасного гаража выполняют изнутри. Среди теплоизоляционных материалов наиболее востребованы:
- Пенопласт. Доступный утеплитель с хорошими термоизоляционными качествами, минус – высокая горючесть материала.
- Минеральную вату. Маты укладывают между элементами каркаса – благодаря упругости вата заполняет отведенное пространство, предупреждая появление мостиков холода. Минус – высокая цена по сравнению с пенопластом.
- Напыляемый пенополиуретан. Самый дорогой и наиболее эффективный способ теплоизоляции. Нанесение пены требует специального оборудования и навыков работы.
Финишный этап строительства каркасного гаража своими руками – установка ворот. Выбор предстоит между распашными, секционными, подъемно-поворотными или роллетными моделями.